Например, компания приобрела оборудование за 500 000 руб., без НДС. Пользоваться этим оборудованием будет 5 лет. Деньги заплатили. Но расхода еще нет, он возникает у компании по мере использования этого актива. Т.е. по 100 000 руб. в год., 8 333 руб. в месяц. Такое постепенное списание стоимости актива называется амортизацией.
В управленческой отчетности:
Второй пример
Компания создает мобильное приложение, за пользование которым клиенты будут платить абонентскую плату. Ежемесячно тратится по 700 000 руб. на оплату труда разработчиков (оплата в следующем месяце за предыдущий). Эта сумма — не расход для компании, это актив, который будет использоваться неограниченный срок.
Понесенные затраты нужно капитализировать (учитывать в составе активов) — за 3 месяца разработки стоимость актива составить 700*3 = 2 100 тыс. руб. Разработка ведется на заемные средства.
В управленческой отчетности:
Как видно из фрагментов, на прибыль периода эти затраты не влияют, они увеличивают активы.
Как избежать этой ошибки:
Вести учет активов (их стоимость в результате будет видна в отчете о финансовом состоянии, балансе компании), списывать активы, по которым определен срок полезного использования, на расходы по мере их использования (амортизация — расход в Отчете о прибылях и убытках), активы с неопределенным сроком полезного использования не амортизировать.