Роль владельца компании при внедрении финансового учета

Что требуется от владельца компании, чтобы навести порядок в финансах? Как подобрать исполнителей и общаться с ними? Отвечает Снежана Манько, эксперт по корпоративным финансам.

- Кто должен работать в компании, чтобы формировать управленческую отчетность? Какие условия должны быть соблюдены? Кто должен быть в команде для увеличения достижения результата?

- Часто сталкиваюсь с тем, что собственник готов взяться за управленческий учет, но нет человека, финансовой службы, кто бы все это делал руками, и все это затягивается. По Вашему опыту, какие условия должны быть соблюдены, чтобы учет был внедрен, и мало навести порядок, его еще надо поддерживать?

- Первое, какие компетенции у собственника? Он финансист? Это его сильная компетенция, которую он сможет распаковать в своем бизнесе и поддерживать? Либо он просто понимает, что это одна из областей для внедрения и хорошо бы ее тоже внедрить, как он отдел продаж внедряет, так ему и финансы надо внедрить. Бывают собственники, которые сами по себе финансисты, вот я тоже предприниматель и финансист, в любой бизнес я захожу и распаковываю свою основную компетенцию. Пока там нет нормальных финансов, я не могу там ничего делать. Вот если это такой собственник, то он и распакует, и доведет до результата, и потом делегирует, чтобы этот процесс поддерживали. Но это, скорее, единичные случаи. В основном, это все-таки собственники - не специалисты в финансах, и это абсолютно не их ключевая компетенция. Поэтому собственник базово должен разбираться и понимать, что ему дает система финансовой управленческой отчетности, т.е., что он хочет на выходе получать. Для этого собственнику хватит курса “Финансы для руководителей" для предпринимателей, что бы понимал, что он, например, отдел продаж внедрил, у него появились продажи. Он внедрил финансовый управленческий блок, у него появилась управленческая отчетность, анализ, планирование.

Дальше. Он, конечно, может внедрять сам, но тогда с аудитом, чтобы пришел кто-то, посмотрел, то он внедряет или не то, потому что собственники - они все креативные люди, такого в отчетах насмотришься, и люди из этих цифр, которые они сами себе насчитали, потом принимают управленческие решения и загоняют компанию и себя в очень неприятные ситуации. Самый оптимальный вариант как это сделать - собственник ставит задачу, т.е. он принимает решение, что мы в компании внедряем финансовый управленческий учет. Относится к этому решению как к проекту, не как к процессу, т.е. как мы поймем, что мы внедрили, у проекта должен быть срок, ответственные, результаты, какие-то реперные точки. И потом на этот проект он подбирает исполнителей, кто будет отвечать за этот проект. Собственник в этом проекте - бизнес-ангел, он заказчик, он постановщик задач, и участвует в согласовании реперных точек, например, согласовать форму аналитики, разрезы, что закладывается в показатели. Т.е. он ставит задачу, обязательно согласовать единую терминологию и методологию, чтобы общаться на одном языке с исполнителями, проконтролировать и принять результат. И обеспечить это управленческое решение, что ему эта отчетность, этот результат нужен ежемесячно, по определенному графику. Если руководитель сам начинает это изучать, внедрять и так далее, если поставил такую цель, он это сделает, но он потеряет много времени, скорее всего много денег, и в это время он не занимается своей основной компетенцией, т.е. развитием бизнеса.

- Правильно ли я услышал, что в любом случае должен быть менеджер от заказчика, от клиента, который отвечает за внедрение всего того, что есть. Т.е. если этого человека нет, то..

- Внедрять могут внешние консультанты. Здесь организационно два варианта работающих для малого бизнеса, которые мы отследили: либо в компанию сразу выводится финансовый директор или финансовый менеджер в штат, у которого одна из задач внедрить, ввести и давать результаты для руководителя - это один вариант. Да, он рабочий, но зависит от того, какого специалиста наймут в компанию и вопрос, как его будут нанимать, кто сможет проверить адекватность его компетенций и опыта решения таких задач. Второй вариант - когда заказчик, т.е. компания в лице своего владельца привлекает на проект внешних консультантов, финансистов в управленческом консалтинге, которые ставят систему. Т.е. не было ничего, пришли консультанты, сделали то, что сейчас мы делаем на курсе, разработали формы, разработали политику, методику, определили откуда брать данные, как собирать, Это все прописали, выбрали систему, настроили, автоматизировали, сделали тестовый период. Если в это время в компании уже есть сотрудник, они его сразу же обучили пользоваться этим инструментом, и дальше уже человек по заданной и согласованной методологии ведет эту систему и работает в ней. Дешевле получается вывести на проект внешних консультантов, которые поставят за два - три месяца, потом взять финансового менеджера, который будет работать по системе.

- И потом проводится внешний аудит периодически?

- Да, обычно заказывают внешний аудит, инициативную проверку, дью дилидженс, когда эти же консультанты внедряли либо независимое лицо, третье, смотрят, что там происходит, как справляется человек. Либо если человек внедрял, у нас есть на курсе люди, которые самостоятельно оказывают услуги, фрилансеры - специалисты, они изначально могут подключаться на проект на full-time, на два - три месяца полной загрузки, а потом в удаленном режиме вести компанию в режиме сопровождения. Потому что загрузки на полный день для финансового менеджера, финансового директора в малом бизнесе или даже в среднем бизнесе, объективно, нет. Поэтому такие варианты рабочие. Тому, кто ответственен, нужно донести мысль до собственника, что он сам отвечает за финансы компании, Это его зона ответственности, а второе - это человек, с его стороны, который будет руками. Хочет он сам в это погружаться?! Пожалуйста, но это абсолютно не задача уровня менеджера, т.е. руководителя компании, который развивает свой бизнес. Так он разовьет свои компетенции в финансах, а ему нужно стратегически развивать бизнес.
Читать еще новости: